Комитет по вопросам верховенства права и правосудия рекомендует парламенту отклонить проект закона о внесении изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс
На заседании комитета отмечалось, что проектом закона (№2660) предлагается внести изменения в часть вторую статьи 111-21 и статьи 111-22 Хозяйственного процессуального кодекса, которыми предусмотреть, что решение Высшего хозяйственного суда об отказе в допуске дела к производству в Верховном Суде может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия, а также установить процедуру рассмотрения соответствующей жалобы в Верховном Суде.
Народные депутаты обращали внимание на то, что действующим законодательством четко определена компетенция и полномочия Верховного Суда. В частности, Верховный Суд пересматривает судебные решения (дела) исключительно по основаниям, установленным законом. Положениями процессуальных кодексов, подчеркивали парламентарии, регулируется особенность процессуальной формы привлечения соответствующих высших специализированных судов в процесс допуска жалобы к рассмотрению высшим судебным органом государства, устанавливаются основания для обращения в Верховный Суд, определяются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также полномочия Верховного Суда.
Кроме того, правовой механизм решения вопросов о допуске дела к производству в Верховном Суде функционирует не только в пределах хозяйственного судопроизводства, но и в других судебных юрисдикциях. Поэтому, по мнению членов Комитета, внедрение особого порядка в пределах одной юрисдикции не является оправданным.
Отмечалось также, что Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел считает принятие предложенного законопроекта нецелесообразным и замечает, что предложение автора законопроекта по внедрению механизма обжалования отказа в допуске дела к производству в Верховном Суде приведет к тому, что подавляющее большинство соответствующих постановлений будут оспариваться в Верховном Суде, что приведет в свою очередь, к необоснованной и ненужной нагрузке на высший судебный орган государства.
На заседании отмечалось, что Высший административный суд не поддерживает проект закона и считает, что обжалование постановления Высшего хозяйственного суда нецелесообразно и право на доступ к правосудию никоим образом не нарушается, поскольку указанное право граждан уже будет реализовано при обращении в суд первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Также парламентарии обратили внимание на то, что Институт законодательства Верховного Совета в своем выводе указывает, что понимание деятельности Верховного Суда как дополнительной возможности стороны, которая «проиграла спор и не согласна с решением по его сути», на пересмотр дела вышестоящей судебной инстанцией является неверным. Существующая практика обращения в Верховный Суд и порядок подготовки и проверки соответствующего заявления идентичен во всех юрисдикционных процессах, способствует единообразному правоприменению и согласуется с предписаниями Конституции Украины.